Почему вы говорите, что не считаете себя джазменом?
- В душе-то я, может быть, и джазмен. Но джаз – род профессиональной музыки, ему надо отдать всю жизнь, а не заниматься мимоходом, как это у нас в Кургане делается: там потыкал, здесь потыкал… Уже не проходит, понимаешь? В Кургане все всё понемножку умеют, здесь есть свои Мэрилин Монро и Майклы Джексоны. Но с джазом такой номер не пройдет. Что такое профессиональный джаз? Я иду и за три рубля играю то, что должен, независимо от настроения. Вот пришел у меня басист, самодеятельность, и говорит: «Да я на концерте нормально сыграю». А мне на концерте не надо! Мне надо, чтобы человек четко, стабильно исполнял свою роль каждый раз, а надеяться, что ему в попе что-то ударит, я не могу! В этом и смысл. В какой-то степени профессиональный джаз убил джаз настоящий, тот, что рождался, когда негры играли для себя, когда джейм-сейшен был местом, где рождался настоящий, подлинный джаз.
- У меня недавно был разговор на тему профессионализма. Собеседник высказал мнение: когда приходит профессионализм, теряется часть души. И привел в пример Григория Лепса, мол, сколько-то лет назад он был «ах», а сейчас просто зарабатывает деньги.
- Есть такое. Но надо понимать: профессионализм – это ведь не качество личности. У Лепса немногое потерялось, он молодец – себя сохранил. Но вот недавно я смотрел правительственный концерт; там и Лепс, и Буйнов, и другие пытались исполнять такую музыку, где петь нужно точно, как полагается, каждую нотку, вот именно – профессионально… И такая самодеятельность прет! Лучшим оказался все-таки Кобзон, потому что он настоящий профессионал во всех смыслах. Потому что некоторые вещи нужно просто уметь делать, не прикрываясь «своей нишей». Дали тебе партию Ленского, если ты тенор, – ты спел.
- В этом смысле мне на ум приходит еще один профессионал – Градский, в свое время сказавший: «В этой стране умеют петь двое – я и Кобзон».
- Градский – талантливый человек, без всякого сомнения. Но есть стезя, по которой удобнее идти людям, четко обученным. И с этой точки зрения Кобзон сильнее. Определенные виды деятельности лучше удаются трудягам-ремесленникам, чем гениям-самородкам, которые делают все только под себя. Например, Пугачеву или того же Лепса в хор бы я не взял. Сложное это понятие – профессионализм. Знак качества, статус, говорящий, чем человек зарабатывает деньги, и одновременно обязанность вытянуть дело независимо от того, хочется или нет. Профессионал не рассуждает «могу – не могу». А Лепсы и Градские – это другое: яркие личности, колоссальные люди. То же самое можно сказать о Максе Фадееве. Он все делает по наитию, есть музыканты на порядок более обученные, но не записавшие ни одного шлягера, такого, как сделал Макс, на него не давят профессиональные рамки: грамматежка, терцквартаккорды, модуляции и прочее…
Современность влечет за собой кризис гениев. Придумав свою додекафонную систему (техника создания музыкальной композиции – прим. ред), Арнольд Шёнберг объявил, что никаким иным способом музыку сочинять нельзя, но сегодня это лишь один из многих методов, которым обучают в консерваториях. Когда современный композитор всеми ими овладевает, происходит девальвация средств выразительности: музыка перестает быть узнаваемой. А ведь мы и Чайковского, и Рахманинова, и остальных отличаем благодаря ограниченному набору приемов – это и были гении, создававшие что-то свое и при этом остававшиеся грамотными с технической точки зрения людьми. Система обучения тогда была другой: наши консерватории организовывались по типу западноевропейских, сформировавшихся в эпоху просвещения. В те времена Леопольд Моцарт радовался не тому, что сын в пять лет что-то сбрякал, а тому, что ни разу по ходу пьесы не ошибся. Сейчас мы опять обучаем детей по наитию, с ромашками-цветочками. А раньше музыка была – наука.
- Это вы о музыкальных школах говорите?
- Да обо всем. В музыкальной школе, может, так и пойдет, но если попадается перспективный ребенок, его надо учить жестко, по-настоящему. Я сейчас понимаю, почему могу выделяться. Математическая школа мне многое дала, я дошел до того момента, когда мне стало все легко и понятно, я точно знаю, что делаю, у меня не возникает «а как это мне в голову пришло?» Многие элементы в музыке связаны с законами акустики, философской диалектикой, а сами созвучия выверены математически. Это доказывают и Бах, и Моцарт, и остальные великие композиторы, которые были способны на все. Анализирую – там такие смелые вещи, нашим студентам и не снилось. Я их только сейчас начинаю осмысливать, а они давно уже воплощены.