Я работаю в Сбербанке с 2007 года, со старта эпохи динамичных изменений. Я видел, как все начиналось, и тем интереснее понимать, к чему это приведет. Роли сотрудников кардинально трансформируются: гарантии, что через год нам будут нужны навыки традиционных профессий, нет. Все услуги – в смартфоне, и не только для физических лиц: в ближайшее время корпоративные клиенты смогут вести отчетность и получать индивидуальные предложения онлайн, в личном кабинете. Ипотека оформляется через «ДомКлик», потребительский кредит – через «Сбербанк Онлайн»… У сотрудников появляется масса новых ролей и выбор: развиваться в разных направлениях в Сбербанке или, не боясь, менять место работы.
Моя основная специальность – экономическая кибернетика, исследование операций, все, что связано с анализом данных. По большому счету в работе эта база ежедневно не требовалась, но сейчас, когда 14 тысяч дата-саентистов работают над новой платформой, я понимаю, как ее можно использовать. Перспективы для сотрудников Сбербанка колоссальны: они создаются практически каждый месяц. Скажем, в ближайшие годы банк вложит 30 млрд рублей в совместный проект с «Яндекс Маркетом». Другой пример: сервис «ДомКлик», связывающий ипотеку с риэлторами, предлагающий юридические консультации по сделкам – услуга, по сути не имеющая отношения к Сбербанку. История про некоего интегратора – не шутка, а завтрашний день. Пробовать себя в этих проектах, учиться, чтобы быть востребованным, может каждый член системы.
Сокращения профессий в Сбербанке неизбежны. Идет централизация, создаются подразделения по направлению agile, связанному с улучшением клиентского сервиса. Важны скорость и гибкость: продукт, который рождается год-два, никому не нужен. Задача – делать за месяц, неделю, и даже быстрее. Не придумали, забюджетировали, утвердили, защитили, дополнили, запустили – прошел год, но не полетело, а придумали, уже через неделю отправили в полупромышленную эксплуатацию, изучили отклонения и через два-три месяца вывели на рынок. Нужны люди с новым типом мышления, готовые сегодня работать в одной проектной команде, завтра – в другой, послезавтра – в третьей.
Все, кто захочет найти себя внутри Сбербанка, найдут. Но нужно быть готовым к одной из трех вещей: поменять род занятий или место жительства (а может, и одновременно), работать в команде не в статусе управленцев, привыкших чем бы ни заниматься, лишь бы руководить, а в виде специалистов во вновь возникших областях. Каждый выбирает, кем себя видеть. Готов ли ты развивать гибкие навыки, осваивать новое, коммуницировать, вливаться в команду, применяя там свои знания? Или хочешь остаться в профессии, которой занимался всю жизнь?
В детстве я играл в шахматы, как и многие: переставлял фигуры на доске. Был период игры с компьютером, но профессиональными навыками я не обладал. И когда меня записали на внутрикорпоративный турнир – каждое подразделение должно выставить представителя, – посчитал это опрометчивым решением, но больше к шахматам у нас никто близко не подходил. Соперники подобрались сильные, и сверхзадача была выиграть хотя бы раз. Выиграв три, я точно понял: нового бояться не нужно. Сейчас сознательно тренируюсь. Четыре раза я проиграл, но даже тогда говорили: «Ты начал вообще-то правильно, но ошибся вот здесь». Я эти моменты не чувствовал, но теперь буду развивать навык. Убежден: когда турнир повторится, приеду туда другим. Так банк снова дал понять: если у тебя есть такие качества, как сообразительность, ум и настойчивость, освоить можно все, что угодно.